?

Log in

No account? Create an account

Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки..


Previous Entry Share Next Entry
Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков»
couldhell
начале лета Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, которые власти предержащие как-то не заметили. А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам - культуры и образования - нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ! А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? Никакую, даже завалящий детектив! «АиФ» решил разобраться, почему Россия, некогда самая читающая страна в мире, перестала читать и чем это грозит обществу.

Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков»

Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.

У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?

Куда впадает Волга?

Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?

Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.

Чувства вместо умов

Вопрос потери интереса к чтению - это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми.

Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира - в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы - нужны ощущения.

Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача - перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.

Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи - на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами - воровством, насилием, обманом!» 

Вопрос развития культуры - это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии - разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас - вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами - они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё - глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.

Языком цифр

Читаете ли вы книги

1996 г. (в %)2009 г. (в %)
Никогда, очень редко2035
От случая к случаю4942
Практически ежедневно 3022
Затрудняюсь ответить11

По данным ВЦИОМ, в опросе приняли участие 1600 человек

Какие жанры вы чаще всего выбираете для чтения?

(% от тех, кто читает книги, возможны несколько вариантов ответа)

  • 43% - Российские боевики, «милицейские» детективы и детективы-стилизации
  • 26% - Фантастика и фэнтези
  • 26% - Классические историко-приключенческие романы
  • 25% - Русская и зарубежная классика
  • 25% - Зарубежные детективы
  • 25% - «Женский» детектив
  • 16% - Современная русская и зарубежная литература
  • 16% - Современные романы об истории России, исторические романы прежних лет
  • 13% - Переводные романы
  • 11% - Поэзия

По данным ВЦИОМ

Комментаий специалиста

«Попрыгунчики» разучились думать?

«Подростки сегодня стали меньше читать художественную литературу. Причин этому несколько. Во-первых, в школе учителя по-прежнему гонятся за высокими показателями скорости чтения. Но из-за этого у учеников плохо формируется сам навык чтения, его качество, - говорит Татьяна Филиппова, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО. -  В итоге ребёнок, прочитывая за минуту положенное число слов, не понимает сути прочитанного, не может пересказать текст. А когда человек чего-то делать не умеет, он и не хочет этого делать по своей воле. К нам в Центр диагностики развития детей и подростков порой приходят ученики 3-4-х классов, которые читают по слогам. Наивно ожидать, что эти дети своё свободное время будут проводить за книгой. Во-вторых, если 5-6 лет назад за компьютерами сидели в основном студенты и взрослые люди, то уже два года назад, как показывают наши исследования, у мониторов «зависали» ученики младших классов. Кроме того, сами родители не приучают ребёнка к книгам. Дошкольникам регулярно читают только 10% родителей, а школьникам - всего 0,2% пап и мам! Многие думают: раз научился читать хотя бы по слогам - читай дальше сам. Но это заблуждение. Задача родителей - сделать чтение потребностью, такой же насущной, как чистка зубов или умывание. Подбирайте ребёнку интересные книги, помогите ему в выборе, почитайте вслух, даже если ему уже 10-12 лет».

Не последнюю роль в том, что мы всё меньше и меньше читаем, по мнению специалистов, играет и телевидение. А конкретно - огромное количество телеканалов и… пульт дистанционного управления. Для тех, кто предпочитает смотреть телевизор, «прыгая» с канала на канал, на Западе даже придумали специальный термин - «заппинг». Всего таких «попрыгунчиков» набирается порядка 47% от смотрящих телевизор. При постоянном переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих параллельно по разным каналам. Зритель словно «монтирует» свою собственную передачу из кусочков разнородного видеоматериала. Добавьте к этому постоянные перерывы на рекламу, сериалы, в которых одна история оказывается порой «разрублена» на несколько сотен маленьких кусков и её можно начать смотреть чуть ли не с любого места.

«В итоге мы имеем следующее, - говорит Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала «Искусство кино». - За последние пару лет наметилась тенденция: школьники теряют способность следить за сюжетом и поступками героев. Они практически потеряли навыки пересказа прочитанного текста - элементарного, не говорю уже о таких сложнейших вещах, как «Анна Каренина», к примеру. А с введением в стране цифрового телевидения (и, как следствие, увеличением количества каналов) подобные явления будут только нарастать».


Я пока растила детей, столкнулась с удивительным фактом. Дети сейчас с рождения смотрят мультики. Вот я у маленького сына спрашиваю - о чем мультик? Он молчит, я начинаю терзать - смтрел же 10 раз уже, что видел? Молчит. Не может ничего сказать. А психолог велела детских сказок накупить в аудио записи. я думала - бред, но все сделала. И! Малыш стал все эти сказки наизусть пересказывать, песни петь один в один. А из таких же мультиков не запомнил ни фига. Так и с книгами - их надо читать, перелистывать страницы. Интернет - то же самое, что наркотики, это зомбирование и отупение. 99,9 проц информации ненужной, а зачастую просто лишней.

абсолютно с Вами согласен, инет только для взрослых, сформированных личностей подходит, детям книги, музыка(хорошая), немного телевизора и читать, читать, и читать как завещал великий Ленин)

(Deleted comment)
Спасибо, очень интересно.

пожалуйста...

У МЕНЯ ЗАБЛОКИРОВАЛСЯ ТЕЛЕК! ЭТО СЧАСТЬЕ!

На 8 марта наша бабушка что-то нажала - и телек теперь не включается, не реагирует - ничего. Я признаться не сильно и тороплюсь это исправить. Результат - полностью переделанная прихожая, дорисованная картина, 4 связанные прихватки на кухню, и много вкусной еды, которую успеваю готовить. Класс!!!

Re: У МЕНЯ ЗАБЛОКИРОВАЛСЯ ТЕЛЕК! ЭТО СЧАСТЬЕ!

Включилась защита от детей)) Радуйтесь)

у кого проблемы, что не читают, а бывает наоборот

Я как-то в инете (очень давно) выиграла в Федерации интернет образования (бывшая контора, спонсируемая Ходорковским) конкурс "Как я научил ребенка читать".

Как-то получилось, что мне удалось научить ребенка любить читать. "Но". Вы видели сколько стоят книги? У меня один поход в магазин - 50 долларов нет. Пока до дома доехали - она уже все прочитала. Читать опять нечего. Пошли записались в районную библиотеку - так там 2 шкафа детской литературы и все.
С интернета скачанные книжки не любит - накачала ей любимых авторов - даже не попыталась ни разу. Сейчас собираюсь с духом на 9 дюймовый ридер на электронных чернилах, но 12 тыщ рублей - это просто умереть и не встать. Маленький не могу - зрение садиться из-за компа, и маленькие форматы запрещены. Вот такие проблемки...

Re: у кого проблемы, что не читают, а бывает наоборот

увы, библиотеки развалены, и литературы нормальной, особенно детской, просто мало..(

Полностью согласен со статьей.Уже много лет действует программа по духовно-нравственному уничтожению народов России.Воры и казнокрады имеют полторы извилины в мозгу,одна и единственнная направлена только на получение собственной прибыли,а вторая незаконченная извилина,ведет сама не зная куда!

да, увы, я тоже с ней согласен полностью..

Я категорически не согласен со статьёй.

Читать люди стали больше. И писать больше. Гораздо больше.

Но не книг.

Сейчас основная информационная среда, не библиотеки, издательства и книжные магазины, а -- Интернет, социальные сети. Сетевые издания (в т. ч. и при образовательных учреждениях, кстати). Это гигантское количество текстов и нетекстовой информации. Год от года люди получают всё больше и больше знаний. И обмениваются знаниями гораздо проще и быстрее, чем в "книжную" эпоху.

Проблема не в недостатке знаний, а в их переизбытке. Мозг не успевает систематизировать. Да и нет необходимости -- найти информацию настолько легко, что нет необходимости запоминать. Я бы это назвал информационным обжорством. )

Раньше у человека был ч/б телевизор (1-3 скучных канала), радиоточка и шкаф с книгами. Разумеется, при таком раскладе люди активно читали книги. Сейчас есть огромный информационный океан, в котором книги -- небольшой ручеёк.

Товарищ Академик, при всём уважении к былым заслугам, увы, тормознул в своём времени. Он продолжает всё мерять бумажными книгами -- в этом большая ошибка. Книга давно уже не является основным источником знаний. Это общемировая тенденция. Россия тут просто идёт в общем направлении.

Характерный пример: он с сарказмом предлагает издавать эсэмэски. Это образец старого мышления -- что написанное надо обязательно ИЗДАВАТЬ. На бумаге? Забудьте. С тем же основанием можно посоветовать вылепить все тексты в виде глиняных табличек -- потому что по-другому, не считается. ) Этот мир уходит. Наше будущее -- огромная информационная свалка, и поисковые системы. Надо учиться жить в новом мире.

И среди прочего, кстати, одним из полезнейших навыков будет умение ограничивать себя в потреблении и производстве информации -- лучше меньше, да лучше. )

Edited at 2012-03-17 04:11 pm (UTC)

Вы точно уверены что через интернет вы получаете точную и правильную информацию??
И чем вы меряете правдивость инфы в инете??

Извините, я поленился посмотреть остальной Ваш журнал. Обычно с сумасшедшими я предпочитаю дела не иметь. ) Случайно сюда зашёл. Прощайте.

джобавлю ещё: слишком многие уже считают- что насрать в алтаре- "гражданская доблесть такая!"....
пока- не срут, но количество людей, начисто лишённых совести- меня за последние недели- несколько обескураживает.....

весна, и почти у всех психически больных людей-обострение...

А сколько наплодили за последнее время економистов и юризтов? Я даже эти профессии уважать перестал. Выпускается экономист, а что такое НДС для него темный лес, не говоря про все другое. Юрист не может без грамматических ошибок оформить бумагу. Если считать такими полноценными профессиями как юрист-логопед то конечно, у нас в стране охват населения образовательными процессами высок.

так я как сейчас помню, в 90-х "Приглашаем на курсы поваров, обучение маникюру и педикюру, юрист, юрист-экономист за 3 месяца"(((

Edited at 2012-03-18 04:38 am (UTC)

Россию не превращают в страну дураков. Она уже 20 лет Поле чудес.

С чего вы взяли, что "СССР - самая читающая страна в мире"?
Перечитали хрущевскую передовицу?

а вы хоть помните кто такой Черненко?

По изречениям академика Капицы

Капица прав, но отчасти. Естественно, в век нанотехнологий смешно уповать на бумажный носитель. Для дошкольников- это нечто осязаемое и возможно регулировать скорость усвоения, но трясти мукулатурой и чихать, извините, негигиенично. Я спокойно зайду на сайты академий наук и синтезирую нужную мне информацию на анализе разных источников, от бульварного до гарварда, оксварда, стенфорда, кембриджа, сорбонны...А про ТВ и Инет, культура его потребления какова? И что смотрят (бабки развратившее всех за 20 лет "Поле чудес" ( не работай, с неба мешок денег на голову упадёт!) и глупейшие зомбисериалы нереальные для жизни. Ксюша, Зверев, Маисеев-делают "гламур", Кремль льёт помои сурковской пропаганды. Всё дело в эволюционном уровне личности. А дебилы,имбицилы были, есть и будут, это биозакон и естественный отбор. Только мы, высокоразвитые, всегда в явном меньшинстве! "На всякого мудреца довольно простоты". Поэтому "Все за Путина" (он ведь "пенсию даёт" ветеранам и "страну с колен поднял"). Нон прогреди-эес регреди!!!

Re: По изречениям академика Капицы

Капица прав, но прав он именно в том что "Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире."
иначе вырастают stulti postmodern

Самое интересное это то, что по мере роста посредственностей растет и количество по-настоящему талантливых, сложных, нестандартных детей. Их мало, но именно они в общем итоге "тащат" весь этот груз бессмысленности. И вот их стоит пожалеть - т.к. социализироваться в подобном "обществе" им крайне тяжело.

по-настоящему талантливых, сложных, нестандартных дет

в этом согласен, и то что им будет тяжело в этом мире,это точно..

Возможность получения информации в Интернете упирается в наличие электричества. Отключи вам свет, и наступит информационный мрак.

А когда Вы последний раз писали письма, пытались изложить свои мысли на бумаге, а не копипастом?? Често признаюсь, я уже немного хуже пишу письма родным, и мобилка есть, но я не отправляю смс-ки, а страюсь общаться лично, даже в инете пользуюсь скайпом, ибо человеческая мысль не выражается только через смс...

Согласие или несогласие с Капицей, вряд-ли что-то меняет, "Что делать" всех будоражит со времен Белинского. Но...
Однажды мне и еще кучке молодых людей, прочли лекцию о падении нравов в обществе, о глубине этого падения, и чем это грозит государству, вы уже прочли у уважаемого и страшно любимого нашего С. Капицы, так вот, датирована статья была, что-то там, во времена древнего Рима. Актуальность ее на сегодняшний день 100% удивительно, но эта тенденция сохранилась, где-то общество деградирует быстрее, где-то медленнее.

это скорей от смены ориентиров и потери идеологии массами...